Дневник обучения


31.10.2014  Итоговое задание


Задача. С давних времён одним из признаков прихода холодной осени  и  наступления  зимы  считался отлёт перелётных птиц. Используя диаграмму прилёта  составьте  график отлёта  птиц. Цифра в диаграмме обозначает название месяца: 3 месяц в году - март, 4 месяц - апрель и так далее.
Продукт решения задачи. График отлёта в виде рисунка или схемы
Основной предмет: Окружающий мир, 
Вспомогательный предмет: ИЗО
Задача для учащихся 2 класса

Вспомогательный материал:  



29.10.2014

Задача
Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Но прежде чем совершить такую дорогостоящую покупку, необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.





Решение:
Чтобы решить задачу, необходимо знать среднегодовую t  Австралии.  Так как этих данных нет в условии задачи, то мы их найдём в Интернете. 
 Так как среднегодовая t в Австралии до +30 С , то Императорский и Королевский пингвины не смогут проживать в зоопарке  Австралии, потому что для их жизнедеятельности необходима t  от 0 С до -30 С. 
 Зоопарку мы советуем приобрести Галапагосского пингвина, так как он может жить при t +35 С. Мы не советуем покупать Очкового пингвина, так как он может жить при t от 0 С  до +25 С, а в Австралии среднегодовая t до +30 С и выше, пингвин может погибнуть.  

28.10.2014

Проект "Весна идёт!"
Предмет: окружающий мир
Класс: 3

Проблема: У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, учащиеся с трудом сравнивают различные периоды весны, нет заботливого отношения к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первоцветах, имеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Мотивация. 
Актуализация знаний 
Разучивают игры, стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы. Учитель раскрывает проблему. Выявление проблемы через игровую ситуацию. 
Постановка основополагающего вопроса. Почему всё изменяется? Беседа.
Совместное определение основополагающего вопроса. Экскурсия в парк, подготовка презентации
Отбор и формулировка проблем. Увидеть проблему. Привести примеры из жизни.

Проектирование: 
Определение направлений работы (темы исследований), которые помогут решить проблему. Постановка проблемных вопросов:
1. Почему весну называют утром года, а март – весной света?
2. Как животные узнают о приходе весны?
3. Что происходит с растениями с приходом весны?
4. Для чего люди наблюдают за изменениями в природе?
Формирование образа итогового продукта
Планирование 
Распределение ролей
"Мозговой штурм"
Создаёт условия для деления детей на группы по интересам. По ходу обсуждения детям предлагается выбрать один из проблемных вопросов и постараться найти на него ответы, оформив в виде кластера на альбомном листе

Поиск информации: 
Что делали дети?
Как изучали теорию?
Какие источники использовали?
Какие собственные исследования проводили?
Составление общей гугл-презентации "Приметы весны". Дети работают с информационными источниками: собирают поговорки, пословицы, приметы о весне (от каждой команды по одной).  Визуализируют текстовый материал с помощью красок и кистей на уроках изобразительного искусства. Оценивание презентации. Каждая группа ведёт "Лист самооценивания" (оценивают себя и одну из групп). Каждый из участников группы  отмечает свой вклад в работе. 
Трудность: совместная работа над составлением гугл-презентацией

Продукт: 
Соединение в целое из частей (отдельных тем исследований) Разработаны учителем критерии оценивания готового продукта, которые обсуждаются с детьми. Группа сама решает как им представить свой "продукт", учитель предлагает варианты представления, дети могут пофантазировать и представить свой вариант.
Дети предлагают свой вариант решения проблемы
Дети могут составить тексты по своим наблюдениям с ошибками, а учащиеся из других групп находят ошибки. Можно проиллюстрировать ошибки, сочинить свои загадки, представить фотографии по своим наблюдениям.  Свой "продукт" сравнивают с критериями оценки.
Рефлексия: совместная гугл-презентация итогового "продукта"

Презентация проекта:
Методы оценивания: таблица продвижения групп в проекте (группа может отследить своё продвижение и продвижение других групп), таблица личного участия в проекте (каждый участник может оценить степень своего  участия в проекте), критерии оценивания работ. 

Портфолио  проекта:
Коллекции фотографий сезонных изменений в природе для уроков ОМ, дневник наблюдений с результатами наблюдений, сборник эссе о природе, книжки-малышки.
Обсуждение полученных результатов согласно критериям оценивания. 
учитель ведёт свой дневник наблюдений, где отмечает участие каждого ученика. После защиты каждый участник  получает сертификат участия.

Рефлексия.
При проведении следующего проекта я обязательно добавлю использование Web-сервисов, это повысит интерес к проектам.
Именно в этом проекте мы с учащимися смогли углубить свои знания по изучаемой теме, чего не удается сделать на уроке по другой технологии.


27.10.2014
Как решение проектных задач учит школьников действовать в нестандартной ситуации?
Задача №2 является проектной, так как способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Основной предмет - окружающий мир, связанные предметы - литературное чтение, русский язык, информатика.

Цель - использование предметных знаний в модельной ситуации.

Педагогическая задача - выявить тех пингвинов (либо пингвина), которые смогут проживать в Австралии, составить рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.

Условие задачиЗоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Но прежде чем совершить такую дорогостоящую покупку, необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии.

1. Активизация деятельности детей, организация совместного диалога.
Что такое зоопарки? Для чего они созданы и создаются? Любые животные смогут жить в зоопарке? Чтобы содержать животных в зоопарке, что нужно для этого знать? Сколько профессий задействовано в зоопарке для содержания животных?
Чтобы решить задачу, как вы считаете, как нам целесообразней работать: индивидуально, в парах или группах?

2. Главная наша цель - выявить необходимых видов пингвинов и составить рекомендации зоопарку по их покупке.

3. Задание - разделиться на группы по количеству видов пингвинов, использовать в работе разные типы текстов (научный, художественный). Каждая группа подбирает материал согласно своей теме

4. Описание конечного "продукта" . 
Каждая группа представит то, что  получилось. Это может быть презентация, иллюстрации с подобранным текстом, которые доказывают проживание  пингвина в Австралии

5. Решение задачи 
- Соберите полную информацию о выбранном пингвине
- Выявите климатические условия необходимые для проживания пингвина в зоопарке Австралии
- Предоставьте информацию о питании пингвина
- Узнайте о наличии корма в зоопарке, где можно  закупить продукт питания для пингвинов, стоимость продукта
- Узнайте об условиях содержания животных в зоопарке Австралии

6. Презентация и оценивание "продукта" группы.  Использование листов оценивания


26.10.2014 

Выделите и зафиксируйте фрагменты текста программы, которые связаны с проектной деятельностью.
Примерная программа  п.п.  2.1, 2.1.2,  2.6 

Подумайте, почему проектной деятельности уделяется такое внимание?
Древние мудрецы говорили: «Человек рождён для мысли и действия». Проектная деятельность обучающихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение),  мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности.  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность, учатся информационным технологиям.

Существует мнение: что проектные задачи должны  способствовать развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов) и могут быть инструментом оценки. Как вы считаете, так ли это? Свое мнение аргументируйте и приведите примеры из своей практики. Подкрепите свои рассуждения цитатами из образовательной программы (с указанием пунктов разделов и страниц).
Согласна с данным мнением. При работе над проектами учащиеся выбирают роли в проекте, заполняют листы самооценки, учатся высказывать своё мнение и слушать мнения своих одноклассников, отстаивать свою точку зрения не голословно, а аргументированно.
Программа п.п. 2.1.2

3 комментария:

  1. Василькова Елена Николаевна
    задача интересная, но не понятно, как дети за 15-20 минут урока составят график отлёта птиц без дополнительных данных.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Данные приведены в диаграмме. Кто последний прилетел, тот первый улетит.

      Удалить
  2. Представьте ПЗ в том виде, в котором предложите ее детям.

    ОтветитьУдалить